ХУДОЖНЬО-ОБРАЗНЕ МОДЕЛЮВАННЯ В БІОДИЗАЙНІ

КАЩЕНКО О.В.

Київський національний університет будівництва і архітектури

Мета. Розширення творчих можливостей дизайнерів, архітекторів на основі реалізації методичних засад художньо образного моделювання раціональних з точки зору практичного використання природних аналогів. Матеріал статті акцентований на розгляді доцільності художньо-образного моделювання як частини теорії і практики біонічного процесу.

Методологія. Запропонована методика відтворення раціональних якостей природних форм в сфері дизайну і архітектури базується на застосуванні принципу аналогій формоутворення в живій природі, дизайні, архітектурі. Особливістю методики є поєднання чуттєвого і логічного в творчого пошуку креативних рішень образу об’єктів дизайну, архітектури.

Результати. В статті аргументується доцільність біонічного підходу –трансформації раціональних природних зразків в сферу дизайну, архітектури, на початкових стадіях дизайн-, архітектурного проектування. Обґрунтовано значення художньо-образного моделювання в творчому процесі дизайнерів, архітекторів.

Наукова новизна. Наукова новизна полягає у застосуванні художньо- образного моделювання в біонічному процесі, що прискорює пошук інноваційних рішень при проектуванні об’єктів дизайну, архітектури, оскільки природний аналог представляє сформований зразок – модель цільового об’єкта проектування.

Практична значущість. Реалізація художньо образного моделювання в біодизайні дозволяє оптимізувати дизайн-процес завдяки скороченню часових, матеріальних ресурсів на пошук ідеї майбутнього об’єкту дизайн, архітектури. Художньо- образне моделювання в біодизайні сприяє гармонізації природного і штучно створеного середовища.

Ключові слова: дизайн, архітектура, образ, природа, біопрототип, моделювання, візуальне сприйняття.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В БИОДИЗАЙНЕ

КАЩЕНКО А.В.

Киевский национальный университет строительства и архитектуры

Цель. Расширение творческих возможностей дизайнеров, архитекторов путем реализации методических основ художественно-образного моделирования рациональных, с точки зрения практического использования, природных аналогов. Развитие теоретических основ моделирования природных прототипов с акцентом на воспроизведение их художественно-композиционных особенностей в дизайне, архитектуре.

Методология. Предложенная методика реализации рациональных качеств природных форм в сфере дизайна и архитектуры базируется на принципе аналогий формирования в живой природе, дизайне, архитектуре. Особенностью методики является синтез чувственного и логического в творческом поиске инновационных, креативных решений в дизайне и архитектуре.

Результаты. В статье аргументируется целесообразность бионического подхода трансформации рациональных природных образцов в сферу дизайна, архитектуры на начальных стадиях проектирования. Обосновано значение художественно-образного моделирования в творческом процессе дизайнеров, архитекторов.

Научная новизна. Заключается в реализации художественно-образного моделирования в бионическом процессе, что ускоряет поиск инновационных решений при проектировании объектов дизайна, архитектуры, поскольку природный аналог представляет собой сформированный образец-модель целевого объекта дизайна, архитектуры.

Практическая значимость. Реализация художественно-образного моделирования в биодизайне позволяет оптимизировать дизайн-процесс благодаря сокращению временных, материальных ресурсов при поиске идеи будущего объекта дизайна, архитектуры. Художественно-образное моделирование в биодизайне способствует гармонизации природной и искусственно созданной среды.

Ключевые слова: дизайн, архитектура, образ, природа, биопрототип, моделирование, визуальное восприятие.

 

ARTISTIC-FIGURATIVE SIMULATION IN BIODESIGN

KASHCHENKO O.V.

Kyiv National University of Construction and Architecture

Purpose. Expanding the creative possibilities of designers, architects by implementing the methodological foundations of artistic-figurative modeling of rational, from the point of view of practical use, natural analogues. The development of the theoretical foundations of modeling natural prototypes with an emphasis on the reproduction of their artistic and compositional features in design, architecture.Methodology. The proposed methodology for the implementation of rational features of natural forms in the field of design and architecture is based on the principle of analogies of formation in nature, design, architecture. A feature of the technique is the synthesis of sensory and logical in the creative search for innovative, creative solutions in design and architecture.Results. The article presents the feasibility of a bionic approach to the transformation of rational natural samples into the field of design and architecture in the initial stages of design. The value of artistic-figurative modeling in the creative process of designers, architects is grounded.Scientific novelty. It consists in the implementation of artistic-figurative modeling in the bionic process, which accelerates the search for innovative solutions in the design of design objects, architecture, since the natural analogue is a formed model of the target object in design and architecture.Practical significance. The implementation of artistic-figurative modeling in biodesign allows to optimize the design process by reducing the time, material resources when searching for the idea of a future design object, architecture. Artistic-figurative modeling in biodesign helps to harmonize the natural and artificially created environment.

Keywords: design, architecture, image, nature, bioprototype, modeling, visual perception.

 

Література

  1. Мардера А. П. Архітектура. Короткий словник – довідник: За загальною редакцією. Київ: Будівельник, 1995. 333 с.
  2. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Москва: Арт-родник, 2006. 256 с.
  3. Мардер А. П. Эстетика архитектуры. Москва: Стройиздат, 1988. 214 с.
  4. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. Радио и связь, 1987. 400 с.
  5. Михайленко В.Є., Кащенко О.В. Основи біодизайну: навч. посібник. Київ: Каравела, 2011. 224 с.
  6. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Москва: Мир. 1969. 352 с.
  7. Fiel Ch. & Fiel, P. Design now! 2007
  8. Genetic architecture. SITES Books and Escola Tecnica Superior d’arquitectura Universitat Internacional de Catalunya. 2003
  9. Gossel P. Modern architecture. (V.1). Taschen. 2007
  10. Gossel P. Modern architecture (V.2). Taschen. 2007
  11. Proctor R. 1000 new eco designs and where to find them. London, Laurence King Publishing. 2009

References

  1. Mardera, A.P. (1995). Korotkyj slovnyk–dovidnyk [Architecture. A short dictionary-handbook]. Kyiv [in Ukrainian].
  2. Bkhaskaran, L. (2006). Dyzajn y vremja [Design of the Times]. Moscow [in Russian].
  3. Marder, A.P. (1988). Estetika arkhitektury [Aesthetics of architecture]. Moscow [in Russian].
  4. Marr, D. (1987). Informatcionnyi podkhod k izucheniiu predstavleniia i obrabotki zritelnykh obrazov [Vision. Information approach to the study of the representation and processing of visual images]. Moscow [in Russian].
  5. Mykhajlenko, V.Je., & Kashchenko, O.V. (2011). Osnovy biodyzajnu [Basics of the Biodesign]. Kyiv: Karavela [in Ukrainian].
  6. Moles (1969). Teoriia informatcii i esteticheskoe vospriiatie [Information Theory and Aesthetic Perception]. Moscow [in Russian].
  7. Fiel, Ch., & Fiel, P. (2007). Design now!
  8. Genetic architecture (2003). SITES Books and Escola Tecnica Superior d’arquitectura Universitat Internacional de Catalunya.
  9. Gossel, P. (2007). Modern architecture. (V. 1). Taschen.
  10. Gossel, P. (2007). Modern architecture (V. 2). Taschen.
  11. Proctor, R. (2009). 1000 new eco designs and where to find them. London, Laurence King Publishing.