FASHION TRENDS IN MOLDOVA – THROUGH THE PRISM OF THE CREATIVITY OF YOUNG DESIGNERS

SYMAK A., BABINA Y.

«Ion Creangă» State Pedagogical University

Purpose. The objective of this study is to review and systematize the artistic and stylistic features of the collections of students of the «Fashion Design» specialty of the Faculty of Fine Arts and Design of Ion Creangă State Pedagogical University in the context of expanding the ethno cultural space and preserving the folk traditional culture of Moldova.

Methodology. The methods of comparative analysis, systematic approach, the critical analysis of publications on selected topics, analytical processing and systematization of the collected information base of the study with photo-illustrative material are used in the paper.

Results. The collections of young Moldavian designers, the graduates of Ion Creangă State Pedagogical  University in Chisinau, have been analyzed; conceptual trends in the modern art of design and fashion in the country, which are based on the individual creative interpretation by young designers of artistic images, have been researched. The significance of the incorporation of folk motives and elements of the culture of Moldova in the work of designers is highlighted. Thus, there is an active interrelation between the traditionalism and modernity, authenticity and global trends; every day, historical, stage/festive and popular Moldavian costume in modern trends in the clothing design of the Republic of Moldova. It was determined that, in addition to the ethno-collections, collections in vintage and dandy styles are also relevant, as well as the embodiment of story-lines and characters from fairy tales, myths, and legends of Moldova when creating collections. It is shown that the Moldavian fashion industry, as the art of fashion design, is at the sufficiently high level and is actively developing, giving preference to the revival of the cultural heritage of the country.

The scientific novelty. The current trends in the development of the fashion market in the Republic of Moldova are determined on the basis of the analysis of creative clothing collections by young designers, graduates of the Faculty of Fine Arts and Design of «Ion Creangă» State  Pedagogical University.

Practical significance. The research results contribute to creating a more holistic picture of the priorities in modern clothes design in Moldova. In practice these studies can be used in the process of teaching the disciplines of the artistic and aesthetic cycle, mainly in modeling/designing costumes, as well as enriching the professional experience of young designers.

Key words: style trends, collection, fashion design, fashion industry, traditions in Moldova, concept, design solution.

 

Тенденции моды в Молдове – сквозь призму творчества молодых дизайнеров

СИМАК А.И.,  БАБИНА Ю.И.

Государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ

Цель. Задачей данного исследования является обзор и систематизация художественных и стилевых особенностей коллекций студентов специальности «Дизайн одежды» факультета изобразительного искусства и дизайна, Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ в контексте расширения этнокультурного пространства и сохранения народной традиционной культуры Молдовы.

Методика. В работе использованы методы сравнительного анализа, системный подход, критический анализ публикаций по выбранной тематике, аналитическая обработка и систематизация собранной информационной базы исследования с фотоиллюстративным материалом.

Результаты. Проанализированы коллекции молодых молдавских дизайнеров, выпускников Кишиневского Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ, исследованы концептуальные направления в современном искусстве дизайна и моды в стране, основанные на индивидуальной творческой интерпретации молодыми дизайнерами художественных образов. Подчеркнута значимость применения в творчестве дизайнеров народных мотивов и элементов культуры Молдовы. Определено, что в современных тенденциях дизайна одежды Республики Молдова, активно прослеживаются взаимосвязи между традиционностью и современностью, аутентичностью и мировыми тенденциями, повседневным, историческим, сценическим/праздничным и народным молдавским костюмом. Установлено, что помимо этно-коллекций актуальны и коллекции в стилях винтаж и дэнди, а также воплощение при создании коллекций сюжетов и персонажей из сказок, мифов, преданий Молдовы. Показано, что молдавская модная индустрия, как искусство дизайна одежды, на достаточно высоком уровне и активно развивается, отдавая предпочтение возрождению культурного наследия страны.

Научная новизна. Определены актуальные тенденции развития модного рынка в республике Молдова на основе анализа творческих коллекций одежды молодых дизайнеров, выпускников факультета изобразительных искусств и дизайна Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ.

Практическая значимость. Результаты исследования способствуют созданию более целостной картины приоритетных направлений в современном дизайне одежды в Молдове. В практической деятельности данные исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла, в основном при моделировании/проектировании костюма, а также обогатить профессиональный опыт молодых дизайнеров.

Ключевые слова: стилевые направления, коллекция, дизайн одежды, индустрия моды, традиции Молдовы, концепция, дизайнерское решение.

 

References

  1. Babina, Iu.I. (2018) Traditcii i sovremennost v tvorchestve dizainera Natali Vavilinoi [Tradition and modernity in the works of designer Natalia Vavilina] Aktualnі problemi suchasnogo dizainu: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentcii (20 aprelia 2018 g.). Kyiv: KNUTD, V. 1. 151–154.
  2. Zelenchuk, V.S. (1985) Moldavskii natcionalnyi kostium [Moldavian national costume]. Khishineu: Timpul, 143 p.
  3. Kozlov, V.N. (1987) Osnovy khudozhestvennogo oformleniia tekstilnykh izdelii [Textile Design Basics]. M.
  4. Simak, A.I., Babina, Iu.I. (2018) Voploshchenie ornamentalnykh traditcii arkhitektury cherez prizmu vremeni – v dizaine Mikhaely Dvornik [The embodiment of the ornamental traditions of architecture through the prism of time – in the design of Michaela Dvornik]. Tekhnicheskaia estetika i dizain [Technical aesthetics and design]. 14. 167–171.
  5. Nikolaieva, T.O. (1996) Istoriia ukrainskoho kostiuma [History of Ukrainian costume]. K.: Lybid, 171 p.
  6. Achiţei, Gh. (1988) Frumosul dincolo de artă. București: Meridiane, 424 p.
  7. Arbuz-Spatari, O., Simac, A. (2012) Dezvoltarea creativității artistice la studenți în cadrul cursului de artă textilă: ghid metodic. Chișinău: Garomont Studio, 251 p.
  8. Buzilă, V. (2011) Costumul popular din Republica Moldova. Chișinău: UNESCO Moscow Office, 170 p.
  9. Curteza, А. (2003) Design vestimentar – noţiuni fundamentale. Iaşi, 256.
  10. Enăchescu, C.A. (1971) Portul popular românesc. București: Editura Meridiane, 20 p.
  11. Lupșan, E. (2006) Portul popular. București: Editura Didactică și Pedagogică. 90 p.
  12. Nanu, А. (2001) Arta pe om. Look – ul şi înţelesul semnelor vestimentare, Bucureşti. 15–19.
  13. Nanu, A. (2007) Artă, stil, costum. Noi Media Print. 308 p.
  14. Oros, С. (1998) Pagini din istoria costumului, Editura Dacia, Cluj-Napoca. 220 p.
  15. Pavel, E. (1976) Portul popular moldovenesc. Iași: Junimea. 208 p.
  16. Răcilă, L., Simac, A. (2009) Arta costumului ca mijloc de educaţie estetică. În: Revistă de Ştiinţe Socioumane. Publicaţie ştiinţifică şi didactico-metodică a Universităţii Pedagogice de Stat Ion Creangă. Chişinău, №2 (12). 42–47.
  17. Secoșan, E., Petrescu, P. (1984) Portul popular de sărbătoare din România. București: Editura Meridiane. 196 p.
  18. Zelenciuc, V., Kalașnikova, N. (1993) Vestimentația populației orășenești din Moldova sec. XV–XIX. Chișinău: Știința. 128 p.
  19. Сuloare, eleganţă şi rafinament. Ştiri pentru tineri. URL: http://diez.md/2018/06/19/foto-culoare-eleganta-si-rafinament-absolventii-facultatii-de-arte-plastice-si-design-vestimentar-ion-creanga-si-au-prezentat-colectiile-de-licenta/
  20. Mestnye dizainery predstavili vesennie kollektcii v ramkakh Moldova Fashion Week. Novosti – eto my. URL: https://ru.publika.md/mestnye-dizaynery-predstavili-vesennie-kollekcii-v–ramkakh-moldova-fashion-days_2086551.html.

 

Література

  1. Бабина Ю.И. Традиции и современность в творчестве дизайнера Натальи Вавилиной. Актуальні проблеми сучасного дизайну: материалы международной научно-практической конференции (20 апреля 2018 г.). Киев: КНУТД, 2018. в 2-х томах. Том 1. С. 151 154.
  2. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинэу: Тимпул, 1985. 143 с.
  3. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1987.
  4. Симак А.И., Бабина Ю.И. Воплощение орнаментальных традиций архитектуры через призму времени – в дизайне Михаелы Дворник. Техническая эстетика и дизайн. №14. Киев. 2018. С. 167-171.
  5. Ніколаєва Т.О. Історія українського костюма. К.: Либідь, 1996. 171 с.
  6. Achiţei Gh. Frumosul dincolo de artă. București: Meridiane, 1988. 424 p.
  7. Arbuz-Spatari O., Simac A. Dezvoltarea creativității artistice la studenți în cadrul cursului de artă textilă: ghid metodic. Chișinău: Garomont Studio, 2012. 251 p.
  8. Buzilă V. Costumul popular din Republica Moldova. Chișinău: UNESCO Moscow Office, 2011, 170 p.
  9. Curteza А. Design vestimentar – noţiuni fundamentale. Iaşi, 2003. P. 256.
  10. Enăchescu C.A. Portul popular românesc. București: Editura Meridiane, 1971. 20 p.
  11. Lupșan E. Portul popular. București: Editura Didactică și Pedagogică, 2006. 90 p.
  12. Nanu А. Arta pe om. Look – ul şi înţelesul semnelor vestimentare, Bucureşti, 2001. P. 15-19.
  13. Nanu A. Artă, stil, costum. Noi Media Print, 2007. 308 p.
  14. Oros С. Pagini din istoria costumului, Editura Dacia, Cluj-Napoca, 1998. 220 p.
  15. Pavel E. Portul popular moldovenesc. Iași: Junimea, 1976. 208 p.
  16. Răcilă L., Simac A. Arta costumului ca mijloc de educaţie estetică. În: Revistă de Ştiinţe Socioumane. Publicaţie ştiinţifică şi didactico-metodică a Universităţii Pedagogice de Stat Ion Creangă. Chişinău, №2 (12), 2009. P. 42–47.
  17. Secoșan E., Petrescu P. Portul popular de sărbătoare din România. București: Editura Meridiane, 1984. 196 p.
  18. Zelenciuc V., Kalașnikova N. Vestimentația populației orășenești din Moldova sec. XV–XIX. Chișinău: Știința, 1993. 128 p.
  19. Сuloare, eleganţă şi rafinament. Ştiri pentru tineri. URL: http://diez.md/2018/06/19/foto-culoare-eleganta-si-rafinament-absolventii-facultatii-de-arte-plastice-si-design-vestimentar-ion-creanga-si-au-prezentat-colectiile-de-licenta/ (дата обращения 02.07.2018.)
  20. Местные дизайнеры представили весенние коллекции в рамках Moldova Fashion Week. PUBLIKA. Новости – это мы. URL: https://ru.publika.md/mestnye-dizaynery-predstavili-vesennie-kollekcii-v–ramkakh-moldova-fashion-dayshtml (дата обращения: 02.07.2018.).